БУМАЖНЫЕ МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ |
АВИАМОДЕЛИЗМ | |||||
Автор: Administrator | |||||
ЧТО ТАКОЕ ПЛАНЕР И КАК ОН ЛЕТАЕТПланер внешне напоминает птицу, летящую с неподвижно распростертыми крыльями. Каждый из вас неоднократно наблюдал, как птица, спрыгнув с крыши дома или верхушки дерева, плавно опускается на землю, не взмахивая крыльями и как бы скользя по невидимой наклонной плоскости. Такой полет называется планированием. Что же удерживает планер и птицу на невидимой плоскости? Ведь если по наклонной плоскости скользят санки (рис. 47), то против силы давления саней на плоскость действует сила реакции, которая и поддерживает сани. Откуда берется такая сила у птицы и планера и существует ли она? Да, она существует: это уже знакомая нам подъемная сила. Когда планер скользит вниз, то на его крылья набегает воздух под некоторым углом атаки (рис. 48), благодаря чему и возникает подъемная сила. Она и мешает силе веса, давящего на невидимую плоскость, сойти с этой плоскости, т. е. искривить путь планера. Силу нажима (давления) планера на невидимую плоскость, т. е. воздух, легко получить, разложив по правилу параллелограмма силу веса. При этом получится и вторая сила, которая уравновесит силу сопротивления воздуха и явится как бы «тягой», заставляющей планер (и санки) скользить вниз (рис. 48). ПРОСТЫЕ ПЛАНЕРЫ - ЛЕТАЮЩИЕ ИГРУШКИОсновным инструментом для изготовления игрушек из бумаги являются обыкновенные ножницы. Подсобными инструментами служат линейка и треугольник с миллиметровыми делениями и циркуль. Материалом для постройки авиаигрушек служат старые тетради, старые чертежи, бухгалтерские карточки, обрезки рисовальной бумаги. Самой простой летающей игрушкой является так называемая «стрела». На рис. 49 показан порядок ее изготовления.
Лист бумаги сгибают пополам, затем отгибают до середины верхние правый и левый углы (рис. 49, Л). После этого, сначала справа, затем слева, снова загибают бумагу до середины (рис. 49, Б). Наконец, делают еще раз сгибы, как это показано на рис. 49, В. На рис. 49, Г показан дальнейший процесс изготовления игрушки. Стрелу пускают в полет толчком руки (рис. 50). Часто неудачи моделиста объясняются неправильностью запуска: слишком силен или слишком слаб был толчок. Полезно запомнить простое правило: чем тяжелее (при тех же размерах) модель, тем сильнее должен быть толчок. Толчок должен быть обязательно длительным, т. е. надо плавно разогнать модель в воздухе (рука должна пройти с моделью 50—60 и более сантиметров), после чего выпустить ее из руки, но не выбрасывать модель резким толчком. Если, несмотря на правильный запуск модели, она летит плохо, следует перейти к так называемой «регулировке» модели. Для этого служат рули. Части стрелы, обозначенные на рис. 50 буквой А, служат рулями высоты, а часть, обозначенная буквой Б, — рулем направления. При помощи этих рулей можно управлять полетом модели. Допустим, что при запуске стрела идет носом книзу, тогда надо немного отогнуть кверху рули высоты: стрела полетит положе, так как встречный поток воздуха, оказав давление на отогнутые кверху рули (рис. 51, Б), опустит хвост и изменит направление полета. Однако, если рули сильно отклонить кверху, можно даже ухудшить полет: при толчке модель взмоет кверху, а затем перейдет в беспорядочное падение. Поэтому лучше подбирать необходимое отклонение (отгиб) рулей, проверяя каждый раз правильность их установки путем запусков в полет. А — петля Нестерова; Б — действие поднятых рулей; В — действие опущенных рулей; Г — руль повернут влево; Д — руль повернут вправо; Е — действие руля у лодка Очень важно соразмерять силу толчка с весом и размерами модели: при одном положении рулей стрела будет летать по-разному в зависимости от силы толчка. Так, например, при энергичном запуске (сильный, быстрый рывок) и сильным отгибе рулей кверху стрела совершает так называемую «петлю Нестерова». Отгибая горизонтальные рули книзу (рис. 51, В), можно заставить стрелу лететь круче книзу. Разберем назначение вертикального руля (руля поворота). Если отогнуть этот руль влево, то стрела полетит также влево (рис. 51, Г), если отогнуть вправо (рис. 51, Д), то модель завернет вправо. Здесь происходит то же самое, что и при отгибании рулей высоты, только давление воздуха теперь будет действовать в сторону (вбок). Действие вертикального руля (руля поворота) стрелы точно такое же, что и у лодки (рис. 51, Е). Так наличие у стрелы рулей высоты и руля поворота позволяет управлять ее полетом.
«Голубь»Большинству наших читателей, наверное, давно уже известен способ изготовления так называемого «голубя». Для тех же ребят, которые этого еще не знают, мы показываем на рис. 52 последовательность изготовления этой модели. Она достаточно ясна из рисунка.
Общий вид «голубя» показан на рис. 53. Материалом для него служит лист бумаги из старой тетради. На рис. 54 показан несколько иной «голубь». Изготовляется он так же, как и предыдущий.
ПАРАБОЛАМодель планера типа «парабола» (рис. 55) делается из листа бумаги.
Носовую часть моделей из бумаги очень часто приходится загружать. Грузом служит канцелярская скрепка. Размеры такой модели могут быть различные: чем плотнее бумага, тем большего размера нужно сделать модель. Необходимо лишь при этом выдерживать соотношение сторон так, чтобы размах был в 4—5 раз больше его глубины. На рис. 56 изображена более сложная модель типа «парабола» с рулями поворотов. Такую модель нужно делать из обложки тетради, а лучше из плотной рисовальной бумаги. Вырезать параболу надо таким образом: сложить лист бумаги так, чтобы концы его сошлись (рис. 57). Нельзя допускать, чтобы посередине модели образовались складки, так как в этом случае наша модель в полете будет складываться. После того как парабола будет вырезана, отгибают заднюю кромку и рули поворота и прикрепляют груз-скрепку. Задняя кромка модели шириной 5—8 мм служит рулем высоты. Отпуская и поднимая всю кромку или отдельно левый или правый ее конец, можно управлять полетом параболы. Способ запуска параболы показан на рис. 58. Большим и указательным пальцами берут модель за заднюю кромку так, чтобы передняя часть модели с грузом была направлена несколько вниз, и выпускают модель без толчка. Сначала парабола идет резко вниз, затем начинает полого планировать, конечно, только тогда, когда правильно подобран и размешен груз. Груз нужен такой, чтобы центр тяжести модели был расположен в первой трети крыла. Найти правильное положение центра тяжести модели нетрудно. Для этого достаточно поставить модель на линейку и, перемещая линейку, добиться равновесия. При правильном положении центра тяжести равновесие будет тогда, когда линейка находится под передней третью глубины параболы (рис. 59). Если передвигать груз вперед или увеличивать его, то будет быстрый и крутой полет модели, если же груз уменьшать или передвигать его назад, то полет модели будет медленный, пологий. В этом легко убедиться. Возьмем в руки хорошо отцентрированную модель параболы. При правильном запуске модель параболы будет планировать полого. Если немного увеличить груз, т. е. сместить центр тяжести вперед, то модель полетит круче. Наоборот, если немного уменьшить груз, то модель полетит более полого. Конечно, уменьшать груз нужно в меру, иначе модель превратится в обыкновенный лист бумаги. Если сдвинуть груз немного вправо, то модель также завернет вправо. Значит полет модели можно регулировать не только рулями, но и изменением положения центра тяжести модели.
|