ПАРАШЮТ. МОДЕЛЬ ПАРАШЮТА
АВИАМОДЕЛИЗМ
Автор: Administrator   
Индекс материала
ПАРАШЮТ. МОДЕЛЬ ПАРАШЮТА
МОДЕЛЬ ПАРАШЮТА СТР.1
МОДЕЛЬ ПАРАШЮТА СТР.2
Все страницы

ПАРАШЮТ

Слово «парашют» французское, оно означает: «устройство, предотвращающее падение». Точнее, парашют — это приспособление, замедляющее падение тела в воздухе.

КАК УСТРОЕН ПАРАШЮТ

 

Рис. 11. ПарашютСовременный парашют представляет собой огромный купол из тонкой, но прочной ткани (рис. СЛЕВА), к которому при помощи большого числа строп подвешивается груз или человек. Мы знаем, что всякий груз, сброшенный с высоты, стремительно падает вниз. Если же к грузу присоединить парашют, то падение станет во много раз медленнее, так как парашют будет тормозить (замедлять)' падение груза. Это явление вызывается большим сопротивлением, возникающим при движении парашюта в воздухе, что не трудно проверить. Если взять в руки раскрытый зонтик, который представляет собой небольшой парашют, и быстро двигать его книзу, то можно рукой ощутить силу сопротивления воздуха движению зонта (рис. 12). При этом можно заметить, что при медленном движении зонт «сопротивляется» слабее, а при быстром сильнее.

Сила сопротивления зависит от размеров купола. Купол парашюта имеет во много раз большую поверхность, чем купол зонтика, поэтому и сопротивление его очень велико.

Современный парашют складывается особым образом, так, что весь укладывается в ранец сравнительно небольшого размера. Изобретателем ранцевого парашюта является наш соотечественник Глеб Евгеньевич Котельников, запатентовавший это устройство в октябре 1911 года,- Современный ранцевый парашют находится всегда с летчиком, на борту самолета. В любую минуту летчик может выпрыгнуть с парашютом из самолета, если какая-либо опасность угрожает его жизни.

 

 

 

Рис. 12. Обычный зонт представляет как бы маленький парашют: двигая быстро его вниз, можно ощутить сопротивление воздуха

Из истории известны многие попытки построить парашют. Так, в XII веке грузинский юноша, живший в селе Хертвиси, Ахалкалакского района, из дранок, ивовых прутьев построил что-то вроде зонта и спрыгнул с ним с башни. Спуск произо­шел благополучно, но юноша в момент приземления наткнулся на острие топора, находившегося при нем, и погиб от раны.

Подобный же спуск совершил некто Симеон в тридцатых, годах XVIII века.

Все более и более развивавшаяся авиация потребовала и аппарата, на котором смог бы спастись летчик при катастрофе с самолетом. Многие изобретатели взялись за проектирование авиационного парашюта. Такими были французы Вассер (1909 г.) и Эрвье (1910 г.), австриец Рейхельт (1912 г.) и многие другие. Но они не смогли создать надежного и легкого парашюта. Такой авиационный парашют создал в 1911 году наш соотечественник Г. Е. Котельников.

Парашютом пользуются и для сбрасывания с самолетов грузов, боеприпасов и продовольствия. Во время Великой Оте­чественной войны наша авиация выбрасывала в тылу против­ника вооруженных парашютистов — «парашютный десант», часто вместе с боеприпасами, минометами и легкими пушками; на парашютах сбрасывали грузы для партизан.

В бывшем Советском Союзе подготовка парашютистов была поставлена широко. Этим занималось Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Многие тысячи парашютистов-спортсменов подготовило Общество.

Наши спортсмены завоевали большое количество мировых рекордов. Среди них такие, как В. Романюк, прыгнувший с высоты 13 400 м, Е. Владимирская—с высоты 10 370 м. Мировыми рекордами являются прыжки с задержкой раскрытия парашюта на протяжении 12 141 м у В. Романюка и 7 246 м — у А. Султановой. Помимо этих выдающихся достижений, установленных днем, наши спортсмены имеют ряд рекордов, установленных ночью. К ним относится прыжок Е. Владимирской с высоты 10 370 м, Л. Маз- ниченко—с высоты 7421 м, падение с нераскрытым парашютом (задержка раскрытия) на протяжении 9726 м — у П. Стор- чиенко и 8326 м — у В. Селиверстовой.

Сейчас парашютизм получил широкое распротранение по всей России, и даже непрофессионал может прыгнуть практически с любой высоты, естественно, с соответствующей подготовкой.

 


 

МОДЕЛЬ ПАРАШЮТА

На рис. 13 изображена самая простая модель парашюта из листа бумаги. Изготовление ее очень просто. Бумажный купол соединен стропами из ниток с грузом, которым может служить небольшой гвоздь, гайки и т. п.

Рис. 13. Простая модель парашюта. Справа показан процесс изготовления купола из бумаги

 

 

 

 

 

 

 

Такой парашют, выпущенный из рук с высоты, медленно
снижается, причем груз раскачивается из стороны в сторону.
Чтобы груз не качался, в центре купола парашюта нужно сделать небольшое отверстие. После этого парашют будет снижаться без раскачивания.

Сделав простейший парашют, можно построить более сложную модель парашюта с самопуском. На рис. 14 показан общий вид такой модели. Она состоит из купола, строп, груза (заменяющего в модели парашютиста) и самопуска. Купол парашюта изготовляется из листа папиросной (можно сделать его и из газетной) бумаги размером 500 X 500 мм.

Рис. 14. Устройство с самопуском

Лист бумаги пять раз складывают вдвое (пополам), как показано на рис. 15. При складывании надо следить за тем, чтобы ребра складок точно совпадали друг с другом.

Вершину треугольника надо обрезать на 2—3 мм, чтобы получить отверстие диаметром 4—6 мм. Конец (верхнее основание треугольника) обрезают и получают окружность или многоугольник. Формы обреза дели парашюта с самоконцов показаны на рис. 15.

Рис. 15. Последовательность изготовления купола: вверху — изготовление купола из листа бумаги; внизу — складывание купола

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 15. Последовательность изготовления купола: вверху — изготовление купола из листа бумаги; внизу — складывание купола

Для строп берут катушечные нитки № 30. Стропы должны быть в 2,3—2,5 раза длиннее радиуса купола. В стол или доску вбивают два гвоздя на расстоянии 600—650 мм и натягивают между этими гвоздями нитки в восемь витков. Обрезать нитки нужно у того гвоздя, к которому было привязано начало нитки. В середину строп привязывают кольцо диаметром 6 — 7 мм. Кольцо выгибают круглогубцами из проволоки толщи­ной 1 мм (рис. 16). Для приклейки строп к куполу парашюта понадобится кусок фанеры размером несколько больше купола. В центре фанеры просверливают отверстие такого диаметра, чтобы в него легко проходило проволочное кольцо (рис. 17, слева). Кольцо закрепляют спичкой так, чтобы оно не выпадало из отверстия.

Расправив на фанере купол и закрепив его небольшими грузами, приклеивают стропы. Стропы приклеивают к каждому четвертому ребру купола, причем нитки надо намазывать клеем на всем протяжении их прилегания к куполу, но никак не сам купол.

Рис. 16. Изготовление строп. Справа — кольцо самопуска

 

 

 


 

На рис. 17, справа показан другой способ приклейки строп к куполу. Кольцо со стропами закрепляют гвоздиком на доске. Затем, расправив нитки, приклеивают их по одной к куполу на каждое четвертое ребро купола. Концы строп связывают узлом.

Кусок резины сечением 1X4 мм или 2X2 мм, длиной 100— 120 мм надевают на крючок самопуска. Все это закрепляют (обкручивают) свинцовой пластинкой (рис. 18), которую обжимают плоскогубцами. Модель парашюта готова.

готова.

Чтобы запустить модель парашюта, нужно крючок самопу­ска зацепить за кольцо, купол взять в левую руку и правой рукой растянуть резину (рис. 19). Затем выпустить сначала ку­пол, а потом и резину с легким толчком вверх. Модель подни­мается вверх метров на 7 — 10. На верхней точке полета парашют автоматически раскроется и начнет плавно спускаться вниз. Особенно красив полет модели парашюта из разноцветной бумаги.

Рис. 19. Размеры модели парашюта и способ ее запуска

Груз к модели парашюта надо подобрать. Если парашют очень медленно раскрывается, неустойчив и опускается с ма­ленькой скоростью, нужно груз увеличить. Можно регулиро­вать скорость падения парашюта размерами отверстия в вер­шине купола, увеличивая его, если парашют раскачивается при спуске.

 



СПОНСОРЫ