ПОЛЕТЫ САМОЛЕТА
АВИАМОДЕЛИЗМ
Автор: Administrator   
Индекс материала
ПОЛЕТЫ САМОЛЕТА
РЕГУЛИРОВКА МОДЕЛИ САМОЛЕТА
Все страницы

МОТОРНЫЕ ПОЛЕТЫ

Для моторного полета, особенно первого, условимся не ждать рекордных показателей. К ним можно прийти постепенно.

Взяв модель левой рукой за рейку, поближе к подшипнику, заводят резиномотор, вращая винт указательным пальцем пра­вой руки по стрелке (рис. 149). Отсчитав 50—60 оборотов, бе­рут модель в правую руку точно так же, как и в первом случае, но придерживая винт левой рукой. Выпускают модель горизонтально, но силу толчка сохраняют (рис. 150). При всяком запуске не следует толкать модель сильнее, чем для планирующих спусков. На том малом заводе, который мы дали модели, она, конечно, далеко не улетит. Если полет происходит совершенно правильно, можно постепенно увеличивать завод, доведя его до предела.

МОТОРНЫЕ ПОЛЕТЫ МОДЕЛИ

Рис. 149. Закручивание (заводка) резиномотора Рис. 150. Запуск модели в моторный полет

Теперь можно считать, что модель вполне закончена. На рейке полезно заметить карандашом то место, где находились крылья. Это поможет разбирать модель, когда нужно, и легко опять находить место для крыльев. Надо еще принять за правило, что нельзя никуда двигать крылья после того, как модель отрегулирована на планирование.

Направление запуска при ровном и очень слабом ветре безразлично; при сильном же лучше всего выпускать модель по ветру.

РЕГУЛИРОВКА В МОТОРНОМ ПОЛЕТЕ

Регулировка модели, выполненная для планирования, как правило, оказывается недостаточной для моторных полетов, когда в работу вступает резиномотор и модель летит заметно быстрее. В моторном полете может произойти целый ряд новых явлений, даже и тогда, когда модель совершенно безукоризненно планирует.

Начнем с наиболее простых явлений.

Модель кружит. Чаще всего встречается именно этот дефект. В лучшем случае, если модель планирует по прямой линии, то с работающим мотором она кружит, и при правом вращении винта обязательно в левую сторону. Объясняется это тем, что винт, вращаясь, встречает сопротивление воздуха, в который он ввинчивается. Поэтому модель немного накреняется в сторону, обратную вращению. Это легко проверить на таком опыте: если взять модель с заведенным резиномотором в руки за винт, она начнет медленно вращаться вокруг оси.

В полете происходит то же самое: роль руки выполняет воз­дух, задерживающий вращение винта. Модель в полете не вращается вокруг оси, как в нашем опыте, потому что давление воздуха на крылья больше сопротивления воздуха вращению винта.

Моделисты очень часто стараются исправить дело тем, что отгибают киль в правую сторону. В полете воздух, ударяя в киль справа, поворачивает модель вправо. А так как винт разворачивает модель влево, то оба эти влияния уравновешиваются.

Если завод резиномотора кончается, то модель, до этого планировавшая по прямой, начнет планировать кругами. Этот дефект надо исправлять, поворачивая ось винта вправо, если винт правого вращения, и влево — при левом вращении. Такой поворот оси приводит к тому, что с работающим мотором модель летит, немного повернувшись одним крылом вперед. Вследствие этого увеличивается подъемная сила у выдвинутого крыла, а это мешает ему опускаться в сторону, обратную вращению винта.

Когда мотор кончит работать, модель планирует прямолинейно.


НАЧАЛО ПАРАГРАФА "РЕГУЛИРОВКА В МОТОРНОМ ПОЛЕТЕ" НА ПРЕДЫДУЩЕЙ СТРАНИЦЕ

Еще раз напоминаем, что кружить модель будет и в том случае, когда она планирует по прямой. Может оказаться, однако, что в одном из полетов будет свернут в сторону киль, повернут подшипник или еще что-либо. Ясно, что каждый такой дефект, особенно если он ускользнет от глаз моделиста, приведет к неправильностям в полете. Вот почему необходимо внимательно осматривать модель перед каждым полетом. Только если есть уверенность, что ни одного из описанных дефектов у модели нет, можно говорить, что кружение вызывается винтом.

Даже после тщательного осмотра модели нельзя быть уверенным в том, что модель не имеет никаких дефектов. Есть масса причин, особенно если модель делал начинающий моделист, которые также могут вызвать кружение.

Одной из таких причин может быть отсутствие «весовой симметрии», или, говоря проще, когда части модели, лежащие вправо от рейки, по весу не равны частям, лежащим влево. Чтобы проверить это, надо снять резиномотор и проверить равновесие, перевернув модель на спину (рис. 151). Если даже модель будет уравновешена, равновесие легко может нарушиться например, когда обтяжка была прорвана, а на прорванное место наклеена наспех латка из любой попавшейся под руку бумаги.

Рис. 151. Проверка весовой симметрии модели

Другой причиной может быть различный выгиб нервюр у правого и левого крыльев. На рабочем чертеже величина выгиба дана равной 6 мм, а на самом деле может оказаться, что у правого крыла он имеет 7 мм, а у левого 5 мм. Тогда подъемная сила правого крыла будет больше, чем левого, и это вызовет кружение влево. Не сумев найти эту причину, моделист будет думать, что виноват здесь винт.

Модель, выпущенная из рук, постепенно замедляет полет и, наконец, падает в 10—12 м, несмотря на полный завод. Этот случай вызывает иногда большое недоумение. Но все дело в том, что резиномотор был заведен в обратную сторону.

Модель, «трепыхая» крыльями, быстро, почти стремглав, садится.

Здесь могут быть две причины: или отклеилась в некоторых местах обтяжка, или, что бывает чаще, крылья оказались непрочными и на большой скорости не выдерживают давления. При этом отгибается задняя кромка, и модель, все увеличивая скорость, садится на землю.

На малом заводе модель летит хорошо, на большом же не набирает высоты и даже снижается.

Причина этого дефекта в слабой моторной рейке. Сильно закрученный резиномотор может согнуть рейку. В конце такого полета, если только модель не села раньше времени, она вдруг начинает набирать высоту.

Модель в воздухе сильно трясет и тем сильнее, чем больше завод резиномотора.

Здесь причиной может быть неуравновешенность винта (одна из его лопастей тяжелее другой) или неверный изгиб крючка на оси винта. Такие недостатки легко исправить.

Этим мы закончим описание основных недостатков, которые могут встретиться нашим моделистам. После аварий или сильных ударов очень часто сдвигаются с места крылья, гнется подшипник и т. д. После аварий надо особенно тщательно осматривать модель. Советуем, чтобы запомнить правила регулировки и разные случаи дефектов, попросить товарища нарочно нарушить регулировку, чтобы снова можно было отрегулировать модель.

 

 

 



СПОНСОРЫ